О компании

Историческая справка

АО «Брянский автомобильный завод» (БАЗ), был основан в 1958 г.

Юридический адрес: Брянская область, Бежицкий район, г. Брянск, ул. Сталелитейная д,1

Брянский автомобильный завод изначально специализировался на разработке и производстве внедорожных транспортных средств высокой проходимости, поставляя продукцию для различных отраслей.

За годы своей производственной деятельности предприятие осуществило разработку порядка 100 образцов автомобильных шасси и тягачей высокой проходимости под маркой «БАЗ».

В настоящее время АО «БАЗ» является единственным отечественным предприятием, способным обеспечить полный жизненный цикл специальных колесных шасси и тягачей.

А начиналось все в июне 1958 года, когда был подписан приказ об организации в Брянске производства автомобилей специального назначения.

Бежицкий сталелитейный завод передал новому предприятию производственный корпус, в котором до этого был развернут серийный выпуск промышленных тракторов Т-140.

В августе 1959 года на БАЗе организовали сборочное производство больших плавающих автомобилей ЗИЛ-485А.

В 1962 году началось производство шасси 135К, несколько позже в серийном производстве были освоены шасси 135ЛМ и 135ЛТМ. Все перечисленные выше шасси были разработаны на ЗИЛе в СКБ В.А. Грачева. Первой собственной разработкой завода, поставленной на серийное производство в 1966 году, стало шасси 135МБ. До середины 1990-х годов БАЗ выпускал шасси 135ЛМП.

Важной вехой в истории завода стало создание и освоение серийного производства во второй половине 1960-х годов плавающих корпусных шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939 и шасси БАЗ-5921, БАЗ-5922.

В начале 1970-х годов завод приступил к разработке шасси семейства «Основа-1», в которое вошли корпусные плавающие шасси БАЗ-6944, БАЗ-5947 и рамное шасси БАЗ-6950.

Всего за 60 лет завод изготовил свыше 25 000 единиц техники для нужд Министерства обороны.

Кроме специальных колесных шасси в интересах Министерства обороны Брянский автозавод изготавливал комплектующие для автомобилей ЗИЛ-131: ведущие мосты, раздаточные коробки, балансирные подвески, лебедки, всего до 55000 комплектов в год.

Не минула завод наступившая в конце 80-х годов конверсия. С 1989 года на Брянском автозаводе велись работы по созданию производства 1,5-тонных автофургонов. И еще не известно, на чьих маршрутках мы бы начали ездить в конце 90-х, если бы не прекратилось государственное финансирование этого проекта, ведь работа над ним велась совместно с известной английской фирмой ИАД, специализирующейся на разработке микроавтобусов. Второй серьезной попыткой завода наладить выпуск конверсионной продукции была совместная с предприятием «Нордмекс» работа по проектированию и изготовлению снегоуборочной машины ДЭ-242 «Вьюга». Серийный выпуск их осуществлялся в период с 1993 по 1997 год. Всего было изготовлено более 120 машин.

В 1993 году на БАЗе приступили к самой масштабной работе за всю историю завода – созданию семейства специальных колесных шасси и колесных тягачей высокой проходимости «Вощина-1». Первый опытный образец шасси БАЗ-69091 был изготовлен в феврале 1995 года. В связи с ситуацией, сложившейся в стране в середине и конце 90-х, работа по созданию семейства растянулась почти на 10 лет. Лишь в 2003–2004 годах шасси и тягачи семейства «Вощина-1» с колесной формулой 6х6 и 8х8 прошли государственные испытания и были приняты на производство. В 1996 году на базе семейства «Вощина-1» начался выпуск модификаций шасси и тягачей этого семейства для коммерческого сектора.

В 2001 году Брянский автозавод стал партнером Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС). Был проведены работы по военной автомобильной технике – завершилась ОКР и началось серийное производство шасси и тягачей семейства «Вощина-1». Кроме того, начались работы по крановой тематике.

В 2003 году на Брянском автомобильном заводе было освоено серийное производство унифицированного семейства специальных колёсных шасси и тягачей (СКШТ) «Вощина-1» как нужд Министерства обороны Российской Федерации, так и для коммерческого сектора.

Техника семейства «Вощина-1», выпускаемая предприятием, предназначена для эксплуатации в тяжелых дорожных и климатических условиях при температурах окружающего воздуха от -50⁰С до +50⁰С, относительной влажности воздуха до 98% при +25⁰С, запыленности воздуха до 2,0 г/м3, в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря и при преодолении горных перевалов до 4650 м над уровнем моря.

В 2004 году изготовлено первое специальное крановое шасси КШ-8973 для 100-тонного крана, а в 2006–2007 годах - два опытных образца крановых шасси БАЗ-8027 для 32-тонных кранов, один из которых имел всеколесное рулевое управление. В 2007–2008 годах были запущены в серию трех- и четырехосные специальные крановые шасси на агрегатах КАМАЗ. В 2009-2014 годах осуществлялась сборка трёх- и четырёхосных крановых шасси с опорно-ходовой рамой, узлами и агрегатами китайского и российского производства. Однако кризисные явления 2008–2010 годов в экономике РФ не позволили в полной мере реализовать намеченные планы по увеличению выпуска крановых шасси.

В 2015 году АО «БАЗ» вошло в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».

Сегодня предприятие осуществляет поставки техники под серийные и перспективные комплексы воздушно-космической обороны, своевременно выполняя государственный оборонный заказ. На основе полноприводных шасси семейства «Вощина-1» АО «БАЗ» производит технику для нефтегазовой отрасли. Обладающая высокой проходимостью и надежностью, техника под маркой «БАЗ» успешно применяется при монтаже крановой техники и тяжелого оборудования для нефтегазовой отрасли. Также брянские машины используются в качестве транспортной базы под монтаж мобильных буровых установок, установок гидроразрыва пластов, ремонтных агрегатов. Имеется опыт по изготовлению автоцистерн большой емкости для перевозки нефтепродуктов, а также в качестве средств для транспортировки труб большой длины и диаметра.

Сейчас Брянский автомобильный завод ведет совместно с МЧС ходовые испытания в Якутии нового арктического вездехода на шасси БАЗ-69092, предназначенного для работы в условиях Крайнего Севера и Арктики. Новинка представляет собой шестиколесный вездеход с грузовой платформой в белом исполнении. Он будет использоваться для нужд МЧС в аварийно-спасательных, эвакуационных и гуманитарных операциях. Для более эффективной эксплуатации в ходе разработки машины было решено модернизировать ее конструкцию, системы жизнеобеспечения и каркас.

Новый вездеход является дебютным образцом техники, изготовленным предприятием для нужд отечественного МЧС.

Завод активно участвует в программе импортозамещения: в инициативном порядке ведутся опытно-конструкторские работы по созданию колёсной техники, превосходящей по тактико-техническим характеристикам и стоимости лучшие зарубежные аналоги.


Преимущества продукции АО «БАЗ»:

  • эксплуатация в различных климатических условиях – от Крайнего Севера до жаркого юга
  • высокая проходимость

  • разрезные мосты, независимая торсионная подвеска и колесные редукторы несоосного типа обеспечивают больший дорожный просвет, проходимость и отсутствие бульдозерного эффекта

  • осевая нагрузка техники «БАЗ» не превышает 10 т., что делает возможным ее эксплуатацию на всех видах дорог

  • низкая монтажная высота по раме, что позволяет разместить крупногабаритное технологическое оборудование и обеспечить низкий центр тяжести

  • централизованная система регулирования давления воздуха в шинах, система гидроусиления руля с дублирующим (аварийным) насосом, что повышает безопасность движения и обеспечивает возможность буксирования с неработающим двигателем

  • моторный замедлитель включен систему выхлопа, что повышает безопасность движения на длительных спусках

  • для повышенной проходимости предусмотрены блокировки межколесного, межосевого и межтележечного дифференциалов

Для своего клиента АО « БАЗ»:

  • трансформирует конструкцию модели под конкретные технические параметры: «планка» требований остаётся высокой, не ограничена выпускаемой линейкой продукции

  • гарантирует быстрый ввод в эксплуатацию: простота управления и помощь в обучении персонала позволяют минимизировать срок перехода к выполнению поставленных задач

  • демонстрирует высокие показатели: проходимость (тундра, пустыня, зыбкие грунты, бездорожье), устойчивость автомобиля и неприхотливость к температурным режимам подтвердят правильность выбора

  • обеспечивает надёжность и спокойствие:

  • налажена поставка запасных частей, гарантия на специальные шасси и тягачи 10 лет (подтверждено ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ РВ 0015-002-2012).

Наши машины могут работать в сложных условиях и осилят любые дороги!